РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА «Технологии визуализации в современном образовательном процессе» (из опыта работы учреждений дошкольного образования)
Гражданское и патриотическое воспитание в учреждениях дошкольного образования:
- Адукацыйны праект па тэме «Я гэты край Радзімаю заву»
- Метадычны кейс
- Адукацыйны праект «Спазнаю гісторыю рукамі ганчарныя рамёствы роднага краю»
Образовательные технологии
В образовательном процессе учреждения дошкольного образования используются современные педагогические технологии, рекомендуемые Министерством образования РБ:
- Технология алгоритмизации процесса предматематического развития дошкольников (автор – И. В. Житко)
- Тэхналогія працэсу маўленчага і лінгвістычнага развіцця дашкольнікаў у сітуацыі руска-беларускага двухмоўя (аўтар – Н. С. Старжынская)
- Тэхналогія працэсу мастацка-маўленчага развіцця дашкольнікаў у сітуацыі руска-беларускага двухмоўя (аўтар – Д. М. Дубініна)
- Технология «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников» (автор – Л. С. Ходонович)
- Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности (автор – В. Н. Шебеко)
- Технология двигательного развития детей дошкольного возраста (автор – В. А. Шишкина)
- Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического образования дошкольников (автор – Е.А.Стреха)
- Тэхналогія фарміравання музычна-эстэтычнай культуры старшых дашкольнікаў сродкамі беларускага музычнага фальклору (аўтар – В. М. Анцыпіровіч)
- Технология формирования графических умений у детей 5–7 лет (автор – Е. В. Горбатова)
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты.
1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год (планируются на учебный год).
2. Научно-методическое обеспечение: перечень учебных изданий (планируется на учебный год, возможна актуализация с учетом выпуска новых учебных изданий).
3. Взаимодействие с семьями воспитанников: формы и содержание работы по повышению психологопедагогической компетентности законных представителей воспитанников (планируются на месяц).
Министерство образования обращает внимание на необходимость усиления в УДО информационно-разъяснительной работы с законными представителями обучающихся по различным вопросам в сфере образования начиная с воспитателя дошкольного образования возрастной группы, которую посещает ребенок, до руководителя УДО.
В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКСДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания детей, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
4. Индивидуальная работа с воспитанниками: содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности (планируется на месяц). При необходимости вносятся корректировки с учетом ежедневных наблюдений педагогического работника за качеством освоения воспитанниками содержания учебной программы дошкольного образования как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом.
5. Закаливание: основные виды закаливания с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения образования (планируется на теплый / холодный период).
6. Двигательная активность: содержание мероприятий распорядка дня. Утренняя гимнастика (планируется два раза в месяц: 1-й комплекс – на первую-вторую недели, 2-й комплекс – на третью-четвертую недели); подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках (планируются еженедельно); активный отдых (формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности планируются на месяц с учетом возраста воспитанников группы и учебной программы дошкольного образования).
7. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом (игра, занятие), планируется по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются образовательная область и вид занятия, тема занятия, задачи, источники планирования.
Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет особенности. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей.
8. Нерегламентированная деятельность воспитанников (планируется на каждую неделю месяца с учетом тематики недели): виды детской деятельности (предметная, познавательная практическая, общение, игровая, художественная и др.). В содержание планирования включаются форма работы, тема и цель.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитатель дошкольного образования
- План реализации образовательного процесса с воспитанниками.
- Протоколы родительских собраний.
- Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования.
- Сведения о родителях и воспитанниках.
- Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных моментов и образовательного процесса.
Музыкальный руководитель
- План образовательного процесса с воспитанниками.
- План проведения музыкальных развлечений.
Руководитель физического воспитания
- План образовательного процесса с воспитанниками.
- Планы проведения физкультурных досугов (праздников, дней здоровья).
Социальнопедагогическая и психологическая служба учреждения дошкольного образования
- План работы СППС учреждения дошкольного образования на год.
- Графики работы специалистов СППС учреждения дошкольного образования.
- Социальнопедагогическая характеристика учреждения дошкольного образования.
- Материалы по организации и оказанию помощи воспитанникам, их законным представителям (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания воспитанников и др.).
- Отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социальнопедагогической и психологической помощи воспитанникам, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.
- Аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год.
- Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.