Рекомендованные объемы порций для детей дошкольного возраста:
Прием пищи, блюда |
Потребность в пище (г, мл) для воспитанников в возрасте
|
|
2-3 года |
3-6 лет |
|
Завтрак |
|
|
Каша (овощное блюдо) |
130-150 |
180-200 |
Яичное (творожное, мясное, рыбное) блюдо |
50-60 |
70-80 |
Кофейный напиток (какао, чай) |
150 |
180-200 |
Обед |
|
|
Салат |
40 |
40-60 |
Первое блюдо |
150 |
200 |
Блюдо из мяса, рыбы |
50-60 |
60-80 |
Гарнир |
100-120 |
130-150 |
Третье блюдо |
150 |
180-200 |
Полдник |
|
|
Кефир (молоко), сок |
150 |
150-200 |
Булочка/печенье |
50-70/20 |
70-100/30 |
Фрукты |
100-160 |
140-180 |
Ужин |
|
|
Овощное (творожное) блюдо или каша |
130-150 |
150-200 |
Рыбное (яичное, мясное) блюдо |
50-60 |
60-70 |
Молоко, кефир, сок |
150-180 |
180-200 |
Хлеб на весь день |
|
|
Пшеничный |
40-65 |
60-90 |
Ржаной |
40 |
60-90 |
Питание в выходные дни
Чтобы питание детей в выходные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребёнку необходимо получать в течение дня в зависимости от его возраста, уметь правильно распределять их по приёмам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в дошкольном учреждении.
В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кролики, молодая баранина, для старших детей — нежирная свинина в рубленном виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натурального мяса. Можно рекомендовать новые виды колбасных изделий: сосиски детские, диетические, школьные. Следует использовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя. В них много витаминов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ. В те дни, когда нет достаточного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобовых: гороховый суп-пюре, гарнир из зелёного горошка и т.д. Повысить содержание животного белка можно также за счёт неострых сортов сыра и плавленых сырков.
Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков может вызвать аллергические реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую.
Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню детского сада на протяжении недели и дома готовить другие блюда. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трёх лет больше бывают на воздухе, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов.
В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении: кабачки, голубцы, котлеты из рыбы, блюда из печени и т.д. Из овощных блюд выбирают блюда, которых не было в меню дошкольного учреждения.
Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Творог лучше давать в натуральном виде с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, мёдом. Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.
На завтрак детям дают винегрет с яйцом, мясом или сельдью. Можно приготовить омлет с тушенным шпинатом. Дополняют завтрак молоком или кисломолочными продуктами. Очень ценны натуральные витаминные напитки: дрожжевой, морковно-молочный, из шиповника, морс из чёрной смородины.
В выходные дни детям можно дать выпечку, сладкие фруктовые напитки, желе, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.
В детском питании необходимо систематически использовать разнообразные сезонные овощи и фрукты.
РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЕСТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Кому из родителей не знакомы подобные сцены? Ребенку только еще повязывают фартучек, ему еще только пододвигают тарелку с супом или кашей, а он уже недоволен, уже отказывается есть. При этом не действуют ни уговоры, ни разнообразные ухищрения и уж тем более угрозы. А во всякого рода препирательствах, типа: «Ешь!» - «Не буду!» - «Не встанешь из-за стола, пока тарелка не будет чистая!» - «Ну, и, пожалуйста, останусь тут жить!» - мы опять-таки обречены на поражение, потому что последнее слово все равно остается за ребенком. Безусловно, каждая мама, у ребенка которой по каким-то причинам ухудшился аппетит, просто мечтает, чтобы ее дитятко ело более охотно (причем они совершенно уверены иногда в катастрофических последствиях подобного явления даже в том случае, если чадо кушает нормально, а все страхи являются лишь иллюзией). При этом некоторые из них стараются любой ценой накормить свое чадо, даже против воли. Этим самым они, конечно же, способны добиться сиюминутной победы – в данный конкретный момент тарелка окажется пустой, но при этом уже в ближайшем будущем могут возникнуть другие трудности. Ведь насильное кормление никогда не приносит успеха: наоборот, чем настойчивее применяется такая практика, тем хуже ест ребенок. К тому же, пища, съеденная по принуждению, имеет обыкновение хуже усваиваться. Нередко мамы жалуются на плохой аппетит ребенка только потому, что просто не представляют себе его истинные потребности и, заранее испугавшись, просто не пытают вникнуть в тонкости ситуации. Например, на втором году жизни, когда ребенок перестает столь интенсивно расти, он начинает отвергать предлагаемую ему пищу в том количестве, в котором он поглощал ее раньше. И в этом случае у мамы не должно быть никаких поводов для беспокойства: ни один ребенок, если он действительно хочет есть, не будет отказываться от еды. К двум-трем годам дети вдруг перестают любить каши и категорически отказываются от молочных блюд. Для мамы это настоящая трагедия, а малыш выглядит вроде бы и неплохо. И здесь ничего удивительного нет: сколько можно есть одно и то же? Поменяйте на время традиционное меню и предложите вашему маленькому упрямцу (а он, в принципе, ничем не отличается от своей мамочки, которой сегодня хочется солененького, завтра сладенького, а послезавтра – «сама не знаю чего») что-нибудь новенькое. Эффект превзойдет все ваши ожидания, и возвращение к кашам и молочным продуктам впоследствии тоже вполне возможно.
Дети школьного возраста едят, как правило, уже лучше, но и у них возникают свои проблемы, связанные с неудачным режимом дня, бесконтрольностью со стороны родителей, плохим качеством «казенной» пищи. Но, как бы то ни было, когда дети отказываются от еды, важно найти прежде всего причину плохого аппетита. Если она кроется в каких-либо хронических заболеваниях, способных понижать аппетит, надо выявить их как можно раньше, чтобы приступить к лечению и выработке правильного режима дня. В остальных случаях искать причину следует в неправильной организации питания и всего режима жизни ребенка, в вашем с ним отношениях за столом и психологическом давлении.
А теперь несколько конкретных советов:
Ребенок должен садиться за стол в определенное время и не раньше, чем через три часа после очередного приема пищи. В промежутках между завтраком, обедом, полдником и ужином не следует давать детям никакой еды, даже чая. Это касается и сладостей, способных понижать аппетит на длительное время.
Пить ребенку нужно давать также в определенное время. Для этого в пищу должно включаться такое количество жидкости, которое бы удовлетворяло потребность растущего организма. С этой целью к каждому кормлению добавляется жидкое блюдо: в завтрак – молоко, какао, чай; в обед – суп, компот, кисель; на полдник – молоко, кефир, простокваша, чай, настой шиповника, фрукты (так как многие из них содержат большое количество жидкости); к ужину – кисель, молоко.
Нельзя допускать торопливости во время еды, но не следует и затягивать время пребывания ребенка за столом. Длительность обеда не должна превышать 30 минут. Кормить ребенка следует терпеливо. Дети должны привыкнуть спокойно и тщательно пережевывать пищу, так как во время пережевывания выделяется больше слюны, что способствует лучшей обработке пищи.
Очень важна обстановка во время еды. Упрашивания и уговоры так же, как и окрики за столом, совершенно не допустимы. Во время еды не следует делать ребенку строгие замечания («Как ты сидишь! Опусти ноги!») и выговоры, обсуждать, допустим, его плохие отметки и шалости. Для всего есть свое время! Обо всем этом можно поговорить с ребенком, когда он выйдет из-за стола. А во время трапезы с вашим малышом – разве это плохая компания? - обязательно старайтесь создать радостную атмосферу, в которой он будет видеть свою маму только улыбающейся, а не сердитой.
Не давайте ребенку блюда, которые ему не нравятся. Если он не любит капусту – так почему бы вам тогда не престать продолжать упорно класть ее в борщ? Предоставьте детям возможность выбора. Даже у самого маленького ребенка можно спросить: «Что ты хочешь, чай с лимоном или какао?» Ласково и спокойно предлагайте ребенку еду и так же спокойно относитесь к отказу, старайтесь открыто не проявлять своего недовольства. Вместе с этим прекратите все споры по поводу еды. Старайтесь вкусно готовить и красиво оформлять блюда, только не переусердствуйте в своем стремлении, чтобы не воспитать маленького гурмана.
Разрешите малышу участвовать в процессе приготовления пищи: пусть он даже всего лишь будет что-то насыпать или перемешивать. Ведь уже это нередко может вызвать аппетит.
Научите хорошим манерам кукол. Посадите их за стол, поставьте перед ними тарелочки, обратите их внимание на то, что им следует наклоняться над тарелкой, не крошить и не проливать пищу на стол, вытирать руки и рот салфеткой. С помощью такой игры ваш малыш легко научиться хорошим манерам поведения за столом и сам, да еще будет и вас поучать.